Часть первая. О понятиях
Давайте разберёмся в том, что нам предстоит делать, прежде, чем приступить.
Сначала о понятиях
Из Википедии «Тренажёр (от англ. train — воспитывать, обучать, тренировать) — механическое, программное, электрическое либо комбинированное учебно-тренировочное устройство, искусственно имитирующее различные нагрузки или обстоятельства (ситуацию). Тренажёры могут быть обучающими (имитационными) или спортивными». Нас интересуют обучающие и не очень интересуют механические (ну, что мы там можем изобрести, за исключением варианта, что в команде имеется гениальный учитель физики).
Суть тренажера – имитация ситуации, создание впечатления действительности не обязательно.
Вот, например, тренажер для космонавта. Ну нет тут впечатления от присутствия в космическом корабле, хотя свою задачу – тренировку вестибулярного аппарата человека выполняет замечательно.
Вот обучающий тренажер. Причем «бумажный».
Можно конечно, сделать и электронный вариант (об этом ниже).
Та же Википедия говорит «Симуляторы — программные и аппаратные средства, создающие впечатление действительности, отображая часть реальных явлений и свойств в виртуальной среде».
Вот вам пример:
На экране - имитация управления тепловозом, «за окном» меняется ситуация, можно изменить скорость и другие параметры- на экране все тоже изменится, т.е. создается впечатление реального управления движением.
В некоторых случаях экранного варианта мало, надо еще потренировать управление реальными объектами, как на картинке ниже.
Добавлены реальные панели приборов, элементы управления, т.к. управление реальным электровозом – это не кликаные мышкой, здесь навыки управления критически важны.
Можно еще имитировать с помощью виртуальной VR или дополненной AR реальности. Разница между ними в том, что VR – создает имитацию пространства, т.е. новое виртуальное пространство независимо от окружающего нас, а AR дополняет (вот и называется дополненным) реальное восприятие окружающей среды некими дополнительными объектами (помните, как все ловили покемонов, вот они как раз и были такими встроенными в реальное пространство объектами).
Здорово? Да. Почему так мало пока используется – дорого, сложно в разработке и у некоторых при использовании вызывает головокружение и головные боли. А так, в общем, очень мило.
Почему создание симуляторов (тренажеров) важно для образования?
Мотивация – наше все!
Магия симуляторов для сегодняшнего человека сродни магии кино братьев Люмьер в 19 веке. Кстати. Тоже про «паровоз».
То, как ошеломляло людей прибытие поезда, имитированное в кино и увиденное на экране, сегодня вдохновляет симуляторы и подталкивает к выполнению различными бонусами тренажеры. Главное, вовремя остановиться и не заиграться, а значит, надо использовать и другие методы мотивации.
Симулятор - помощник учителю
Использование подобных средств, особенно если они качественно сделаны, освобождает учителя. Это не значит, что учитель больше не нужен. Во-первых, все многообразие вариантов симуляторов еще точно не скоро будет создано. Во-вторых, есть аспекты, которые машине не передашь.
А какими свойствами они должны обладать?
- Во-первых, свойствами полноты охвата, т.к. если вы заложили не все варианты, то «все навыки» потренировать не возможно.
- Научностью – материал, с которым ученик будет работать, должен соответствовать современным представлениям науки об окружающем мире (как в настоящее время им должен соответствовать учебник).
- Большим объёмом тренировочных упражнений (только наивные могут предположить, что все могут научиться решать сложные уравнения, порешав одно. Ну, ладно, два))
- Вариативностью. т.е. в идеале, то что происходит с симулятором или тренажером, зависит от того, какие действия производит человек, его использующий (этого почти во всех случаях нельзя достичь с механическими тренажёрами, вот для чего нужна программная начинка). Вариантов должно быть столько, чтобы в полной мере потренировать все, что запланировано.
- Сценарностью – мало иметь варианты, надо продумать, когда и какой предложить – плохо справляется – «еще одну задачку?», «а он не взвоет?», «может, стимулировать веселым высказыванием?». Работает быстро и уверенно - «дать задачу посложнее?», «а может, хватит?», «похвалить, как, чтобы не загордился и не посчитал, что больше ему ничего не надо».
- Удобство пользования (то, что называется красивым словом юзаби́лити) – просто, понятно как устроено, куда «жать», как «куда идти дальше».
И может, есть и еще свойства, которые важны, рассматривая и моделируя свои.
Выводы:
- И симуляторы, и тренажеры предназначены для отработки навыков (формирования и развития компетенций), но тренажеры в меньшей, а симуляторы в большей степени имитируют, создают впечатление окружающей среды, погружения в нее.
- В современной жизни, для обучения, сложно обойтись без проигранной поддержки симуляторов (тренажёров).
- Если уж делать – так качественно! Потому что плохо продуманный, с ошибками и непонятным интерфейсом тренажер может создать обманчивое впечатление, что все ОК.
ГЛАВНЫЙ ВЫВОД: Разработать качественный симулятор (тренажер) для образования может только ПЕДАГОГ, одному программисту это не под силу.
Конечно, в Сбербанке мечтают о поколении программистов, которые будут ставить себе задачи и сами решать. Но, кажется «жить в это время прекрасное, уж не придется ни мне, ни тебе(
А зачем это мне? Зачем учителю нужно уметь ставить задачи для программистов?
Резонов несколько
- Во-первых, умение ставить задачи удивительно полезная штука, их и ученикам можно и нужно ставить, причем качественно, с учетом времени.
- Во-вторых, хотите понять сущность вещи – «повозитесь с ней» (ребёнку – поиграть, взрослому – подумать, поконструировать, да и поиграть тоже подойдет). «Повозившись» с симуляторами, мы все, явно не собираясь все последующие симуляторы для образования создавать, сможем выбирать качественные! И это важно, т.к. создание их - дорогое удовольствие и рынок обязательно наводнит масса ужасных образцов. А мы уже будем к этому времени знать, что нам подходит, а что нет!