voipkro-ito@mail.ru

Часть первая. О понятиях

Давайте разберёмся в том, что нам предстоит делать, прежде, чем приступить.

Сначала о понятиях

Из Википедии «Тренажёр (от англ. train — воспитывать, обучать, тренировать) — механическое, программное, электрическое либо комбинированное учебно-тренировочное устройство, искусственно имитирующее различные нагрузки или обстоятельства (ситуацию). Тренажёры могут быть обучающими (имитационными) или спортивными». Нас интересуют обучающие и не очень интересуют механические (ну, что мы там можем изобрести, за исключением варианта, что в команде имеется гениальный учитель физики).

Суть тренажера  – имитация ситуации, создание впечатления действительности не обязательно.

Вот, например, тренажер для космонавта. Ну нет тут впечатления от присутствия в космическом корабле, хотя свою задачу – тренировку вестибулярного аппарата человека выполняет замечательно.

 https://otvet.imgsmail.ru/download/d762c1be23358fc495079c4398f87683_i-2.jpg

Вот обучающий тренажер. Причем «бумажный».

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2410298/a151f9fc-627f-4ae1-8e29-eb8a4ed7f85f/s1200?webp=false

Можно конечно, сделать и электронный вариант (об этом ниже).

Та же Википедия говорит «Симуляторы — программные и аппаратные средства, создающие впечатление действительности, отображая часть реальных явлений и свойств в виртуальной среде».

Вот вам пример:

https://imgprx.livejournal.net/def1fcf6d30037c149a8e5a9bb1d770c30a267bd/OPuxuH0WeFME8fHakKQRDsiLcoY3mjmjX4uRoXyjU46tHrplwO8s2D-6_kHw_2iP8WmNkF401e6dBQ4cn6om77RgtGCoQDKFlTxT69yjkOU

На экране -  имитация управления тепловозом, «за окном» меняется ситуация, можно изменить скорость и другие параметры- на экране все тоже изменится, т.е. создается впечатление реального управления движением.

В некоторых случаях экранного варианта мало, надо еще потренировать управление реальными объектами, как на картинке ниже.

 

Добавлены реальные панели приборов, элементы управления, т.к. управление реальным электровозом – это не кликаные мышкой, здесь навыки управления критически важны.

Можно еще имитировать с помощью виртуальной VR или дополненной AR реальности. Разница между ними в том, что VR – создает имитацию пространства, т.е. новое виртуальное пространство независимо от окружающего нас, а AR дополняет (вот и называется дополненным)  реальное восприятие окружающей среды некими дополнительными объектами (помните, как все ловили покемонов, вот они как раз и были такими встроенными в реальное пространство объектами).

    

Здорово? Да. Почему так мало пока используется – дорого, сложно в разработке и у некоторых при использовании вызывает головокружение и головные боли. А так, в общем, очень мило.

Почему создание симуляторов (тренажеров) важно для образования?

Мотивация – наше все!

Магия симуляторов для сегодняшнего человека сродни магии кино братьев Люмьер в 19 веке. Кстати. Тоже про «паровоз».

То, как ошеломляло людей прибытие поезда, имитированное в кино и увиденное на экране, сегодня вдохновляет симуляторы и подталкивает к выполнению различными бонусами тренажеры. Главное, вовремя остановиться и не заиграться, а значит, надо использовать и другие методы мотивации.

Симулятор - помощник учителю

Использование подобных средств, особенно если они качественно сделаны, освобождает учителя. Это не значит, что учитель больше не нужен. Во-первых, все многообразие вариантов симуляторов еще точно не скоро будет создано. Во-вторых, есть аспекты, которые машине не передашь.

А какими свойствами они должны обладать?

  1. Во-первых, свойствами полноты охвата, т.к. если вы заложили не все варианты, то «все навыки» потренировать не возможно.
  2. Научностью –  материал, с которым ученик будет работать, должен соответствовать современным представлениям науки об окружающем мире (как в настоящее время им должен соответствовать учебник).
  3. Большим объёмом тренировочных упражнений (только наивные могут предположить, что все могут научиться решать сложные уравнения, порешав одно. Ну, ладно, два))
  4. Вариативностью. т.е. в идеале, то что происходит с симулятором или тренажером, зависит от того, какие действия производит человек, его использующий (этого почти во всех случаях нельзя достичь с механическими тренажёрами, вот для чего нужна программная начинка). Вариантов должно быть столько, чтобы в полной мере потренировать все, что запланировано.
  5. Сценарностью – мало иметь варианты, надо продумать, когда и какой предложить – плохо справляется – «еще одну задачку?», «а он не взвоет?», «может, стимулировать веселым высказыванием?». Работает быстро и уверенно - «дать задачу посложнее?», «а может, хватит?», «похвалить, как, чтобы не загордился и не посчитал, что больше ему ничего не надо».
  6. Удобство пользования (то, что называется красивым словом юзаби́лити) – просто, понятно как устроено, куда «жать», как «куда идти дальше».

И может, есть и еще свойства, которые важны, рассматривая и моделируя свои.

Выводы:

  1. И симуляторы, и тренажеры предназначены для отработки навыков (формирования и развития компетенций), но тренажеры в меньшей, а симуляторы в большей степени имитируют, создают впечатление окружающей среды, погружения в нее.
  2. В современной жизни, для обучения, сложно обойтись без проигранной поддержки симуляторов (тренажёров).
  3. Если уж делать – так качественно! Потому что плохо продуманный, с ошибками и непонятным интерфейсом тренажер может создать обманчивое впечатление, что все ОК.

 

ГЛАВНЫЙ ВЫВОД: Разработать качественный симулятор (тренажер) для образования может только ПЕДАГОГ, одному программисту это не под силу.

Конечно, в Сбербанке мечтают о поколении программистов, которые будут ставить себе задачи и сами решать. Но, кажется «жить в это время прекрасное, уж не придется ни мне, ни тебе(

А зачем это мне? Зачем учителю нужно уметь ставить задачи для программистов?

Резонов несколько

  1. Во-первых, умение ставить задачи удивительно полезная штука, их и ученикам можно и нужно ставить, причем качественно, с учетом времени.
  2. Во-вторых, хотите понять сущность вещи – «повозитесь с ней» (ребёнку – поиграть, взрослому – подумать, поконструировать, да и поиграть тоже подойдет). «Повозившись» с симуляторами, мы все, явно не собираясь все последующие симуляторы для образования создавать, сможем выбирать качественные! И это важно, т.к. создание их - дорогое удовольствие и рынок обязательно наводнит масса ужасных образцов. А мы уже будем к этому времени знать, что нам подходит, а что нет!